В сделках мы зачастую сталкиваемся с тем, что из состава активов никак не исключить юридическое лицо. Такое бывает в сделках по медицинским центрам или стоматологиям, где необходима уже оформленная лицензия, например. Это означает, что у клиентов возникнут дополнительные нотариальные расходы.
Зачастую стороны реагируют на эту новость негативно, оно и понятно, нотариальные расходы - удовольствие сомнительное и уж точно не дешёвое. А следующим шагом предлагают, вместо полноценного оформления сделки по продаже доли в обществе у нотариуса, сделать "вход - выход участника из общества". И вот результат этих "входов-выходов", на примере кейса.
Обратилась к нам стоматология с целью продажи. В составе активов юридическое лицо, лицензии все бессрочные, оборудование - все отлично!
Наш покупатель достаточно быстро принял первичное решение о покупке. Начали первично обсуждать цену сделки, сроки и так далее. Естественно, одним из вопросов было юридическое лицо и его переоформление.
Наше предложение: вывести всех участников, кроме одного, который и стал бы продавцом, и он продал бы нашему покупателю юр. лицо. Наш юрист подготовил бы все за 7-10 дней. Бюджет на нотариальные расходы составил бы не более 1% от стоимости бизнеса.
Продавец дает новые вводные: 2 из 4 учредителей находятся за границей, на связь выйти с ними никак нельзя. Предложение продавца: игнорировать присутствие 2 учредителей и заменить 2 присутствующих на Покупателя. Естественно, такое предложение даже не было рассмотрено.
Начали разбираться в ситуации и искать пути решения. Выяснилось, что эту стоматологию открывала семейная пара, а потом продавала другой семейной паре через "вход выход участника". После подачи заявления на вход новых участников и его регистрации в ФНС, но до того, как было составлено заявление на выход двух других участников, стороны ПОРУГАЛИСЬ. В итоге первоначальные "Продавцы" просто перестали выходить на связь и вот уже 5 лет никто не знает где они.
Итог: мы нашли контакты всех текущих учредителей, составили с ними все необходимые документы (как оказалось за 5 лет обиды были забыты). И осуществили оформление по нашему первоначальному плану. Вот только потрачено было не 7-10 дней, а 3 недели, да и расходов было больше, так как бывшие учредители находились на ПМЖ в Чехии и ушло время на подготовку нужных документов через Консула, а также их доставку в Новосибирск.
Выводы:
При покупке бизнеса за несколько миллионов рублей, экономить 10-20 т. р. на оформлении у Нотариуса - риск. Так как меняются планы, законодательство и так далее, что может привести к гораздо большим потерям в будущем. "Хочешь мира - готовься к войне!". Даже если ваш покупатель - ваш родственник, и вы думаете, что в случае возникновения проблем вы сможете договориться, то не стоит пренебрегать возможностями, которое дает грамотное оформление не только договора купли-продажи, но и дальнейшего перехода бизнеса.
Желаем развития Вашему бизнесу и честных сделок. Благодарим за внимание!