Обратился клиент с целью продажи пекарни. Наш брокер провел встречу, оценил помещение, расположение, трафик, объем выручки – все замечательно, первичные финансовые показатели сошлись. Главный вердикт – прибыль есть!
Через некоторое время нашли покупателя, заинтересованного в покупке бизнеса в сфере торговли/производства. Из всех предложенных объектов привлекла именно эта пекарня.
После окончательных переговоров у покупателя начались сомнения в достоверности заявленных показателей, в основном по той причине, что «раз все так хорошо, зачем продавать – можно же поставить управляющего!». Но других аргументов не было, поэтому было принято решение о предварительном соглашении о покупке, с целью проверки бизнеса.
Покупка бизнеса включала в себя ООО (Общество с ограниченной ответственностью, далее – Общество), так как на Обществе был оформлен долгосрочный договор аренды с муниципальным учреждением. Проверку проводили наши юристы. И действительно, проверка выявила достаточно серьезную задолженность, более 20% от стоимости бизнеса. Что примечательно, перед предварительными соглашениями, продавец говорил об операционных кредиторских задолженностях, которые закроет к моменту сделки.
Начали разбираться в ситуации и выяснилось, что на момент проверки долги были уже оплачены, информация открылась по причине того, что иногда денежные переводы занимают больше одного дня, а документально закрываются еще дольше.
Возник вопрос – как такая задолженность вообще образовалась, если дела идут хорошо (это покупатель увидел своими глазами, так как несколько дней практически работал в этой пекарне, после того как внес задаток).
Ответ: Полгода назад, когда продавец понял, что больше не может управлять бизнесом по причине усталости и возраста – было принято решение нанять управляющего.
Итог: управляющий, получив доверие собственника, через какое-то время начал буквально воровать, а именно, заказывать продуктов больше, чем было нужно, а излишки присваивал себе. Таким образом кредиторская задолженность росла, а прибыль была прежней. Когда собственник обнаружил потери, было уже поздно, так как управляющий не был официально устроен и просто перестал отвечать на телефонные звонки.
С тех пор пекарня работает в плюс, как и раньше, приносит прибыль, часть которой уходит на погашение долга перед поставщиками. По причине чего собственник был в состоянии морального истощения и продажа была для него и для самого бизнеса наилучшим выходом.
Конец у этой ситуации благополучный. Пекарня в прибыли, долг погашен, как и было обещано перед сделкой.
Выводы:
- Для того, чтоб даже в самый прибыльный бизнес поставить управляющего, его нужно продолжительное время «выращивать». И только при условии полного доверия и соответствующего юридического оформления отношений можно ставить его во главу своего бизнеса.
- При продаже бизнеса всегда лучше озвучить реальную причину продажи, даже если продавцу самому она кажется или неправдоподобной, или пугающей.